Бережливая поликлиника
В октябре 2016 года по инициативе Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации стартовал пилотный проект по совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника».
Пилотный проект реализован Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» с целью внедрения в повседневную практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий бережливого производства (lеаn-технологий), способствующих созданию пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры.
«Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» – медицинская организация, ориентированная на потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу как основной ценности за счет оптимальной логистики реализуемых процессов, организованная с учетом принципов эргономики и соблюдения объема рабочего пространства, создающая позитивный имидж медицинского работника, организация оказания медицинской помощи в которой основана на внедрении принципов бережливого производства в целях повышения удовлетворенности пациентов доступностью и качеством медицинской помощи, эффективного использования ресурсов системы здравоохранения.
В создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» будут участвовать 85 субъектов Российской Федерации, более 6,5 тыс. поликлиник будут использовать бережливые технологии в своей деятельности.
ГАУЗ «Клиническая поликлиника №3» является одним из пилотных медицинских учреждений, участвующих в данном приоритетном проекте «Создание новой модели медицинской организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь».
В нашем учреждении проект запущен 09.01.2018 г.
«Бережливая поликлиника» подразумевает целый ряд процессов, которые можно оптимизировать.
Для реализации проекта в нашей МО в 2018 г были выбраны следующие направления:
- работа регистратуры;
- прием врача-терапевта;
- проведение I этапа диспансеризации определенных групп населения.
- "открытая регистратура";
- приобретено оборудование и организована работа Call-центра;
- обновлена "Навигация", информационные стенды в учреждении;
- организовано рабочее пространство по "Системе 5С" – рационализация рабочего пространства с целью безопасного и эффективного выполнения работы, повышение уровня качества медицинской услуги, снижение количества дефектов/брака, создание комфортного психологического климата, повышение производительности труда за счет сокращения времени на поиск предметов в рамках рабочего пространства;
- разработано более 25 "Стандартных операционных карт (СОК)" – пошаговое описание последовательности операций, визуализированное в формате одного листа.
- Сокращение времени ожидания пациентом получения медицинских услуг;
- Повышение удовлетворенности пациентов качеством и сроками получения услуг МО;
- Формирование рациональных потоков пациентов в зависимости от цели посещения медицинской организации;
- Устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчеты и учетные документы, лишние хождения и т. д. ).
- Равномерное распределение функциональных обязанностей между врачами и средним медицинским персоналом;
- Стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе «лучших практик»;
- Эффективное использование площади МО;
- Формирование компетенции персонала по быстрому выявлению проблем и их устранению;
- Оптимизация информационных потоков, устранение дублирования и избыточного ручного труда;
- Оптимизация маршрутизации медицинских карт амбулаторных больных в отделение диагностики (рентгенологические исследования);
- Оптимизация системы учета и хранения изделий медицинского назначения (медицинские перчатки) в процедурном кабинете;
- Организация (совершенствование) системы навигации в поликлинике;
- Оптимизация учета и хранения лекарственных препаратов в учреждении;
- Оптимизация процесса оформления пакета документов для МСЭ нетранспортабельным пациентам.